понедельник

По Грузии на авто. Июль-август 2016. Тбилиси, день 1-й

Грузия - страна, которую увидев лишь раз, запомнишь навсегда. Она подарит неиссякаемый свет и энергию на долгое время. Так было и со мной. Я давно мечтала посетить горный край, воспетый в поэмах и стихах великих писателей. И наконец-то после путешествий по Европе, о которых я расскажу чуть позже, выдался удачный шанс поколесить по Грузии на автомобиле с друзьями из загадочной страны Иран. Я постараюсь описать самые яркие места и встречи, расскажу о незабываемом гостеприимстве грузинского народа.
 У подноожья горы "Казбек"



Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения. Не важно, какой железный конь, главное его возможности и ваше желание.

Маршрут автопробега по Грузии: Тбилиси – Мцхета – Гори – Уплисцихе – Военно-Грузинская дорога – Казбеги – Гудаури – Местия – Батуми – Кутаиси

И так, исходные данные:

Автомобиль: Пежо-405, объем двигателя 1,9. Расход топлива 8л/100км 
Команда: Международная - 2 драйвера и 3 штурмана (ребята из Ирана и я из БелАруси). 
Общий пробег по Грузии: 2000 км.


Наша команда
Это мои спутники: Хамед, Реза, Резван, Aкрам


Сначала я задумала написать подробный отчет о проделанном пути, его маршруте, архитектурных памятниках, музеях, но потом решила, что сейчас, в наш информационный век, все это и так можно найти в интернете через поиск. Если не сможете, тогда задавайте вопросы, и я обязательно отвечу, тем более дома у меня много исторических книг, т.к. удостоено мне было в этой жизни стать историком. И скажу вам честно, что многие люди считают нас очень «скучными», но это не правда! Итак, поехали. 



1 день  Знакомство с Тбилиси

Я прилетела из национального аэропорта Минск через Украину в национальный аэропорт Тбилиси. Все прошло замечательно. В аэропорту я поменяла доллары на лари, чтобы купить билет на автобус. Уточнила автобусную остановку, которая находилась напротив зоны прилета и найти ее оказалось не сложно.  При обмене денег всегда просите мелочь (кстати, это очень важно) т.к. у водителя вы купить билет не сможете, в автобусе устроены специальные автоматы, куда надо запустить соответствующий номинал монет и получить билет. Стоимость билета на одного человека 0.5 лари = 0.2 $ Людей на остановке много это и местные и туристы, но без волнения т.к. автобус №37 ходит каждые 12-15 мин. Через какое-то время я проверила мой путь по карте, дабы уехать в правильном направлении и решила уточнить у рядом сидящей женщины для достоверности. Автобус едет по Кахетинскому шоссе, около 15 км до центра. Лучше заранее скачать приложение maps.me (хорошее приложение по ней можно смотреть, где находишься и куда движешься).  И как я была поражена открытости и любознательности этих людей с первой минуты нашего общения, вскоре меня знал весь автобус, от куда я, сколько мне лет и мое имя. И со всех сторон посыпались советы, где и куда пойти, что увидеть, многие приглашали на постой. Уже в автобусе можно было наблюдать следующее: грузинцы, православный и очень верующий народ от мало до великого, когда по дороге проезжали мимо храмов и церквей, все практически крестились, при встрече принято не только пожать руку, но и поцеловать друг друга, кто куда, но три раза (так что можно и поспорить на счет русской традиции ;-), кстати, парни тоже так делают, целуются. Люди очень красивые. Среди них есть и рыжеволосые с голубыми глазами, и это так необычно. Люди старшего поколения практически свободно говорят по-русски. Люди, помоложе, от 18 лет его не знают, но свободно могут изъясняться по-английски, что меня тоже удивило. Мы то, белорусы, учили английский язык в школе, потом в институтах, потом с репетитором, но говорить так и не научились как в принципе и на родном языке большинство из нас. (В Республике Беларусь два государственных языка - белорусский и русский. Однако по данным ЮНЕСКО, белорусский язык - на грани исчезновения, хотя еще полвека назад к «роднай мове» был приобщен довольно широкий круг белорусов).
Так шаг за шагом, пересев в другой автобус я продвигалась к месту ночлега. Подходящий вариант для проживания 5 человек нашла на сайте Airbnb.com. Давно пользуюсь услугами этого сайта и вам советую, особенно если вы путешествуете бюджетно. Предварительно необходимо пройти регистрацию, подтвердить ваш профиль в сети, показать фото, копию паспорта, но я делала водительское удостоверение. Сайт проверен и надежен как для личных так и для служебных командировок от куда можно распечатать квитанцию (подтверждающий документ) об оплате, кстати, этот документ годиться и для посольств, когда вы самостоятельно открываете визу. Если нужна более детальная информация, то обращайтесь, я подскажу и научу как это сделать. 
И самое интересное сейчас, я знала, что наши апартаменты будут находиться на 12 этаже, но не знала, что лифт платный :-) Оказывается на данный момент в Грузии в большинстве городов введена система оплаты за разовый проезд на лифте. Стоимость проезда составляет 10 тетри (местная монета), что равно 6 центам. Для проезда нужно опустить монету в монетоприемник. Одна монета - одна поездка. На обратный путь вниз платить не надо :-)
 Этот не хитрый автомат находиться в 13 этажном доме, ул. Atenskaia, 18 а.
Дизайн монетоприемника сами видите :-) но основные функции все выполняются: платят лишь те, кто ездит, посторонние люди в лифте не находятся. 
Ну вот я и дома :-) По другому не могу сказать, хотите верьте хотите нет, но эти грузицы настолько душевные и добрые люди, заботящиеся о своем госте, что вы сразу забудите обо всяких стеснениях и неловкостях.  Познакомившись с хозяевами и осмотрев жилые условия меня сразу же пригласили за стол где уже находилась огромная ваза с фруктами и потом был предложен чай. В большой квартире было 6 комнат, 4 для постояльцев, одну комнату занимал хозяин Иракли Кикиани, а другую его мать Тина (пожилая, грузинская женщина).
Я выбрала эту :-) там были книги, картина и три любимых флага, а также выход на огромную лоджию с видом на дома и окна, нравится мне иногда по вечерам подсматривать в окошки :-)) Стоило мне это 8$ за одни сутки + услуги стиральной машины, кухня с посудой

 Вид из окна
Гостиная (общая комната) где мы завтракали и ужинали.
Санузел, всегда с горячей водой, стиральная машина (в доме два санузла). Этот для гостей.
Мои международные друзья затерялись на дорогах Грузии (путь из Ирана через Армению на авто), а я уже строила планы куда пойдем  вечером. Иракли, оказался очень милым и дружелюбным человеком, а еще у него было два велосипеда, спортивных таких :-)) Ну все, я попала, забыла про друзей напрочь :-)) Но строить внезапные планы это порой даже очень полезно, т.к. Иракли любезно предложил показать ночной город, познакомить с местными провизийными магазинчиками где вкусно и дешево, купить мобильную симку и я не смогла устоять над таким предложением...  
Вот так необычно началось мое знакомство с городом Тбилиси. Ночной город красив по своему и вы увидите...

Скульптурная композиция "Берикаоба".
Грузию не возможно представить без танцев. Грузинские танцы это часть их культуры, они впитали в себя традиции, уклад жизни. В танце видна душа гордого и дружелюбного народа. И для меня оказалось местечко в кругу веселых танцоров :-) Барикаоба является грузинским национальным праздником, который не ограничен во времени и пространстве. Это народный театр масок, который проводится на улицах. 

Неподалеку стоит скульптура дворника. Как видите в Грузии любой профессии уважение и почет. А я помню из детства как родители говорили: "Вот не будешь хорошо учиться, станешь дворником" :-)


Профессию фонарщик по праву можно считать одной из самых древних и на мой взгляд одной из самых романтичных. Каждый вечер этот человек зажигал свечи в фонарях и дарил людям свет. На смену свечным, а потом газовым фонарям пришли электрические, фонарщиков сменили электрики и романтическая профессии с зажиганием настоящего и живого огня канула в лету.
Памятник фонарщику.

Не могла пройти мимо фонарщика :-) Профессию фонарщик по праву можно считать одной из самых древних и на мой взгляд одной из самых романтичных. Каждый вечер этот человек зажигал свечи в фонарях и дарил людям свет. На смену свечным, а потом газовым фонарям пришли электрические, фонарщиков сменили электрики и романтическая профессии с зажиганием настоящего и живого огня канула в лету.

Надо отметить архитектуру советской эпохи в Грузии. Она уникальна. Здание бывшего Парламента Грузии - Дом правительства, это образец архитектуры сталинской эпохи. В 1992 году здесь разворачивались основные события гражданской войны, в результате которых был свергнут президент.

Площадь Свободы. И хранитель Грузии Георгий Победоносец, исполнен в золоте.

На улице Бараташвили хорошо сохранились и частично восстановлены фрагменты старой крепостной стены с резными башнями.Она начинается с цитадели Нарикала.

 
Вид на ночной город у подножья крепости Нарикала.






Мост Мира через реку Куру.


И это не просто мост, а сейчас как визитная карточка города, как Эйфелева башня в Париже :-) Иракли рассказывал, что это целая интерактивная световая система из 30 тыс. лампочек и 240 сенсоров. Они определенным образом передают сообщения, которые меняются на парапетах моста каждый час. Сообщение составлено с помощью универсального языка, азбуки Морзе.


Чурчхела - грузинское лакомство.


Чурчхела - древнее грузинское национальное лакомство, которое готовится из нанизанных на нитку и залитых густым натуральным соком орехов. Я была очень рада, что мне удалось впервые попробовать настоящую, сочную, мягкую чурчхелу и все благодаря настоящему грузинскому выбору. Пока мои глаза плясали по этому изобилию ярких цветов и запахов, Иракли скромно сделал выбор на классическом варианте из грецких орехов в виноградном соке и подарил мне незабываемое наслаждение, скажу вам честно, такой я больше нигде не пробовала. Стоит отметить, что только приготовленная из натуральных компонентов и высушенная в естественных условиях чурчхела приобретает настоящий вкус и полезные свойства. В дальнейшем на всем протяжении пути по Грузии я всегда имела парочку в рюкзаке. Она настолько питательна и отлично утоляла голод и давала много энергии. 
Немного странным для меня было увидеть памятник Рональду Рейгану, который расположен в парке Рике. Иракли поведал о том, что это дань американскому политику, разрушившему стену "холодной войны". Скульптура из бронзы. На скамье выгравированы слова бывшего президента США на английском и грузинском языке: "Сохранение свободы должно быть заботой каждого поколения". ("Freedom never more than one generation away from extinction").
Памятник установлен неподалеку от моста Мира таким образом, что Рейган смотрит в сторону Дворца президента, но для фото каждый может себя запечатлеть с большой исторической фигурой, который способствовал тому, чтобы во всем мире утвердилась свобода и демократия.
Один из моих принципов в путешествиях не говорить о политике и экономическом положении вообще, не обсуждать эти темы, но что поделаешь, если эти темы сами напрашиваются. Я никогда не видела так много нищих людей, их называют попрашайками. Находятся они в привлекательных местах где обычно много туристов. Знаете, когда посещаешь новую страну обычно каждый видит то, что хочет увидеть, не больше. И город Тбилиси произвел на меня самое сильное впечатление, но от суровой правды не спрячешься. Я никогда не встречала таких людей в Европе, меня никто не тянул за брюки и не смотрел голодными глазами в кафе... про метро это отдельная история... когда я увидела, что там самое большое скопление таких людей... больше не смогла пользоваться этим видом транспорта... Мы долго говорили на эту тему с Иракли. Можно ругать экономическую ситуацию в стране, много необеспеченных семей и для этого ничего не делается. Все плохо, плохо, плохо... Нищие люди были всегда. Вспомнить страшные для Грузии 90-е годы. Это голод, холод, гражданская война, но тогда по словам Иракли бедствующих на улицах людей гораздо было меньше. Может дело не только в этом? Я много раз пыталась поставить себя на место человека, который протягивает руку за милостыней.. и моя гордость и самолюбие побеждает. Есть другой путь, пусть сложнее, но убивать в себя человека и ценности это кощунство по отношению к себе.
 Я считаю, что правительство Грузии должно привлечь всех людей, принуждающих малолетних детей к попрошайничеству, к уголовной ответственности. С этим надо бороться! Не опускать руки!
"Лошадью ходи!" Шахматные фигуры в парке Рике.
Парк Рике находиться в самом центре Тбилиси. Мне очень понравился, там каждый квадратный метр очень продуман и использован, много скамеек, скульптурных композиций. Есть места для детей и взрослых, красивый вид на старый город. В парке есть музыкальный фонтан с голограммами.
Серные лечебные бани.
Это район Абанотубани. Именно в этом районе и зародился город Тбилиси. Современные бани построены в персидском стиле с полукруглыми, сводчатыми крышами. Серные бани Тбилиси являются одной из городских достопримечательностей, удостоившихся (среди множества других известных людей) похвалы и от самого Пушкина: "Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошней тифлисских бань" – писал он после поездки на Кавказ.
Самая древняя Ираклиевская сернистая баня датируется 16 веком. 

О зарождении города Тбилиси есть легенда. Однажды царь Вахтанг Горгасали (считающийся основателем Тбилиси) охотился в тех краях и подстрелил фазана, а тот упал в серный источник. У дальнейших событий есть две версии: фазана не то съели, не то он моментально исцелился от раны и улетел — но так или иначе, царю так понравилось это место, что он решил перенести туда столицу из Мцхеты.
 
За серными банями мы прошли вдоль ущелья Легвтахеви (названия в Грузии очень сложные, лично я их могу повторить с трудом, поэтому старалась записывать сразу).
Интересное место, напоминает каньон и все это в центре города. Ночью там так тихо, только шум водопада, который падает в маленькую, мелкую речушку под названием Цавкисисцкали.
Так уж сложилось, что первое знакомство с городом Тбилиси произошло поздно вечером, практически ночью, но будут еще и дневные прогулки по городу с лучшими фото.
 Мусульманская мечеть

Театр Габриадзе (ул.Шавтели).
Здание театра выглядит очень оригинально, оно с башней, которая заваливается на бок и поэтому как будто живет отдельной жизнью от самого театра. На фасаде башни  керамическая плитка, фонтанчик для питья, крохотные часы, вмонтированные в фасад башни. Над часами, кстати, висит такая табличка: "Самые маленькие городские часы в мире".  Хоть было уже достаточно поздно, но там было много людей. Многие приходят сюда специально для того, чтобы посмотреть небольшое, но очень душевное кукольное шоу: каждый час из башни выходит кукла-ангел и бьет в колокол. На фронтоне театра написан девиз Габриадзе: «Пусть слёзы у нас будут только от резки лука». Вокруг здания много очень милых мелочей, которые сразу не заметишь, каждый раз приходя на это место будешь открывать для себя что-то новое. Резо Габриадзе сам пишет пьесы для своих спектаклей, и сам создает кукол. Его спектакли с большим успехом прошли на крупнейших международных театральных фестивалях  в Авиньоне, Нью-Йорке, Дрездене, Москве и других городах. 
Базилика Анчисхати (ул. Шавтели).
 
Прямо с театром соседствует древнейшая в городе церковь - базилика Анчисхати, она была возведена в 6 веке во времена наследника Вахтанга Горгасали. Думаю это самое старинное место в Тбилиси. Над входом икона Спасителя.

К базилике примыкает небольшое кафе, что на первый взгляд кажется неприемлемым, практически у порога святого места. Знающие люди обязательно посоветуют вам взять пончики, хотя все остальное там тоже очень вкусное и интересно называется. Интерьер, кстати, тоже совершенно неподражаем. Но мой новый друг Иракли угостил меня настоящим грузинским вином с красивым грузинским тостом. Мне очень повезло встретить такого доброго и веселого человека, который за один вечер практически показал самые красивые места как на ладони. Вот так и закончился мой незабываемый день, который начался очень рано, еще в БелАруси... за спиной более 1700 км и это только начало...


4 комментария:

  1. С почином, Татьяна Сергеевна! :)
    Надеюсь, что дальше будет ещё интереснее ;)

    ОтветитьУдалить
  2. ОГОООО!!! Спасибо! Я обещаю, я буду стараться! :-)

    ОтветитьУдалить
  3. "Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения. Не важно, какой железный конь, главное его возможности и ваше желание".
    В корне не согласен! В случае со странами с плохим дорожным покрытием и сильно пересечённой местностью, как раз-таки важно, какой именно "конь". Да и желание тут тоже не причём, тут, важнее, намерение и опыт! ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если подходить к выбору авто в корне, тогда лучше внедорожник с кондиционером, полностью согласна. Если исходить из своих возможностей, то радуйся тому, что имеешь и продолжай двигаться, если "конь" подведёт, тогда топай ножками :-)вот как раз в таких ситуациях и приобретается огромный опыт. Но скажу честно в начале я тоже сомневалась, а сможет ли это машина одолеть плохие дорожные покрытия с сильно пересеченной местностью. Не поверишь, это не машина, а настоящий ТАНК! :-)

      Удалить